МОУ Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда
|
Образовательные стандартыИнформационный ресурс по введению ФГОС ДО
· сайт Федерального Института Развития Образования РФ - http://www.firo.ru/ · раздел ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - http://www.firo.ru/?page_id=11003
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Федеральный уровень: · Письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014г. · План действий по обеспечениювведения ФГОС ДО от 31.12.2014г. Региональный уровень: Департаментпо образованию администрация Волгограда · Приказ№147 от 04.03.2014г. «Об организации научно-методическогосопровождения введения федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования»· «ПЛАН-ГРАФИК введения федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования вмуниципальных образовательных учреждениях Волгограда, реализующихосновные образовательные программы дошкольного образования (МОУ)» (Утвержденприказом от 04.03.2014 № 147) · «КАРТА самооценки готовности муниципальныхобразовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования к введениюфедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Утвержденаприказом от 04.03.2014 № 147)
О введении ФГОС 1 января 2014 года вступил всилу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования. Соответственно, утратил силу приказ № 655 Минобрнауки “Обутверждении и введении в действие Федеральных государственных требований кструктуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, иприказ № 2151 “Об утверждении Федеральных государственных требований к условиямреализации основной общеобразовательной программы”. Иными словами, на смену ФГТ пришелФГОС. Период с 2014 года по 2016 годявляется переходным с ФГТ на ФГОС. За это время каждая образовательнаяорганизация должна разработать “дорожную карту” (или план-график) по переходуна ФГОС, опираясь на направления его реализации: 1. Нормативное обеспечение введенияФГОС дошкольного образования; 2. Организационное обеспечениевведения ФГОС дошкольного образования; 3. Кадровое обеспечение введенияФГОС ДО; 4. Научно-методическое обеспечениевведения ФГОС ДО; 5. Финансово-экономическоеобеспечение введения ФГОС ДО; 6. Информационное обеспечениевведения ФГОС ДО. На мой взгляд, в дорожную картудолжны войти: - Организация работы постоянно действующего внутреннегопрактико-ориентированного семинара для педагогов по теме “Изучаем и работаем поФГОС ДО”.;
Так, что же такое, Федеральныйгосударственный стандарт? Это совокупность обязательныхтребований к дошкольному образованию. Приняв этот документ, государство даетгарантию семьям на обеспечение качественного образования детей. Стандарт разработан на основеКонституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, иопирается на новый “Закон об образовании РФ”, вступивший в силу 1 сентября 2014года. По своей сути, это абсолютнореволюционный документ, который долго ждали работники дошкольного образования.После принятия этого документа и введения его в действие, реформу образованияможно считать подходящей к завершению. Осталось принять еще один важныйдокумент – это “Профессиональныйстандарт педагога”, работа над которым уже ведется. Стандарт ужесточает требования, впервую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия дляпрофессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это– стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческойжизни детей и взрослых в ДОУ. Принципы Федеральногогосударственного образовательного стандарта: *полноценное проживание ребёнкомвсех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
Стандарт направлен на достижениеследующих целей: 1. повышение социального статуса дошкольногообразования; 2. обеспечение государством равенствавозможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольногообразования; 3. обеспечение государственных гарантийуровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требованийк условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, ихструктуре и результатам их освоения;
4.
сохранение единства образовательногопространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования к: - структуре Программы и ее объему;
Требования к структуреобразовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание иорганизацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Структурные подразделения в однойОрганизации (или Группы) могут реализовывать разные Программы. Внастоящее время созданы рабочие группы по приведению в соответствие с ФГОСПримерных образовательных программ дошкольного образования. При Министерствеобразования и науки РФ будет создан экспертный совет, задачей которого являетсяпроведение экспертизы всех представленных программ. Прошедшим экспертизупрограммам присвоят Гриф Министерства и они войдут в реестр Примерныхобразовательных программ, допущенных к реализации. У каждой программы будетсвой рейтинг, и все они будут представлены на сайте Министерства в бесплатномдоступе для скачивания. И каждая образовательная организация, реализующаяпрограмму дошкольного образования, будет иметь возможность выбрать из спискапредставленных программ любую понравившуюся, и на ее основе разрабатыватьОсновную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Программа разрабатывается иутверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартоми с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организацияопределяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работыОрганизации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательнойдеятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать иреализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностьюпребывания детей в течение суток… Программа может реализовываться втечение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточномпребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часовс учетом режима дня и возрастных категорий детей. Содержание Программы должнообеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различныхвидах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющиеопределенные направления развития и образования детей (образовательныеобласти): Образовательные области: их всего 5 *социально-коммуникативное развитиенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральныеи нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослымии сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование основбезопасного поведения в быту, социуме, природе;
*познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческойактивности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира , о малойродине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Землякак общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народовмира. ;
*речевоеразвитие включает владение речью каксредством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевоготворчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формированиепредпосылок обучения грамоте ;
*художественно-эстетическое развитие предполагает развитиепредпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становлениеэстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарныхпредставлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
*физическоеразвитие включает приобретение опыта вдвигательной деятельности, развитие таких физических качеств, как координация игибкость; формирование опорно-двигательной системы организма, развитиеравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обестороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образажизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательномрежиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Как мы видим, в ФГТ было 10образовательных областей, а в ФГОС стало всего 5. Это не значит, что некоторыеобласти убрали, просто некоторые из них объединились. Например: художественноетворчество объединилось с музыкой – получилась областьхудожественно-эстетическое развитие, безопасность влилась всоциально-коммуникативное развитие. В ФГОС представлены три возраста: младенческий возраст, от 2 месяцевдо 2 лет;
Структура Программы: обязательная часть, представленнаявыбранной Примерной образовательной программой дошкольного образования. Этачасть должна составлять не менее 60%;
Требования к условиям реализацииПрограммы: психолого-педагогические условия;
Для успешной реализации Программыдолжны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: - уважение взрослых к человеческомудостоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенностив собственных возможностях и способностях;
Развивающаяпредметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализациюобразовательного потенциала пространства Организации, Группы, территории,материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста всоответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления ихздоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающаяпредметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Требования к кадровым условиям.Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должнасоответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Единомквалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,раздел "Квалификационные характеристики должностей работниковобразования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. Требования к материально-техническимусловиям – это: требования, определяемые всоответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПинявляется документом более высокого уровня, так как является Постановлениемправительства РФ, а ФГОС – всего лишь Министерства;
Каждая образовательная организациядолжна будет делать финансовый расчет условий реализации Программы, с учетомконтингента детей. Следовательно, материально-технические условия следуетпрописывать в программе очень аккуратно, не написать лишнего, но при этомнеобходимо учесть все составляющие. Потому что, что не прописано в ООП, неможет финансироваться. Требования к результатам освоенияпрограммы. Требования Стандарта к результатамосвоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольногообразования, которые представляют собой социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровнядошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичностьразвития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, егонепосредственность и непроизвольность), а также системные особенностидошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования вРоссийской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либоответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнкадошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливаютнеобходимость определения результатов освоения образовательной программы в видецелевых ориентиров. Целевые ориентиры не могут служитьоснованием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров;
Педагогическая диагностикапроводится педагогическим работником в целях решения образовательных задач.Результаты мониторинга не могут быть использованы для оценки профессиональныхкомпетенций педагога. Психологическую диагностику проводятквалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологическойдиагностике допускается только с согласия его родителей (законныхпредставителей). Результаты психологическойдиагностики могут использоваться для решения задач психологическогосопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Разделение ответственности сродительской общественностью. По-новому ФГОС смотрит и навзаимодействие ОО с родителями. Во-первых, в условиях перехода нарыночную экономику, из сферы поддержки идеологии образование перешло в сферуоказания образовательных услуг, где заказчиками являются родители учащихся.Теперь в большей степени, чем раньше, образовательному учреждению приходитсясогласовывать государственный заказ на образование с ожиданиями и потребностямиродительской общественности, что наиболее существенно при вариативностиобразовательных услуг. И тут вступают в силу законы рынка: необходимо, чтобызаказчик был доволен результатом, а это будет достигнуто только в случае“прозрачности” самого образовательного процесса. Во-вторых, в условиях рыночнойэкономики образованию нужны родители в качестве союзников, партнёров, реальнойподдержки, а не в качестве оппозиции, противников. Нельзя не отметить тот факт,что в последнее время, в связи с повышением занятости родителей впрофессиональной сфере и с потерей воспитательных ориентиров в образовательномпространстве, школа и семья занимались перекладыванием обязанностей иответственности за воспитание детей друг на друга. Проблема в комментариях ненуждается: во взаимодействии родителей и учителей скрыты огромные ресурсыразвития не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и системыобразования в целом. В-третьих, процесс формированияполноценной, отвечающей требованиям будущего личности должен сопровождатьсявзрослыми, способными к саморазвитию. Образовательная организация могла бывести за собой и родителей, но этот процесс также не является односторонним,развитие должно происходить в диалоге школы и семьи. Поэтому событие,участниками которого являются педагоги, дети и родители, имеет максимальныйразвивающий потенциал. И, наконец, участие общественности в управленииобразовательным учреждением позволит делегировать ей часть ответственности заорганизацию образовательного процесса и конечный его результат. Заключение. Стандарт ориентирован не только наподдержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства иребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением егоисключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему“образовательную ценность”. НаталияАнатольевна Тимошенко - старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1034 (дошкольноеотделение №1) подробно знакомит читателей с новыми государственнымистандартами в дошкольном образовании. Информация дляродителей
«Что такое ФГОСдошкольного образования?» Уважаемые родители! С1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервыестало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общегообразования. Вместе со вступлением в силу нового Федерального Закона «Обобразовании в Российской Федерации» для всех дошкольных учреждений сталактуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)утверждён 17 октября 2013 года Приказом№1155 Министерства образования и науки РФ и вступил в силу с 1 января 2014года, т.е. с1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходятна новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования (далее - ФГОС ДО). Чтотакое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральныегосударственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствиис требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой«совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». С официальнымприказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомитьсяпо ссылке:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Какие требования выдвигает новый ФГОСДО? Стандартвыдвигает три группы требований: 1)требования к структуре образовательной программы дошкольного образования; 2)требования к условиям реализации образовательной программы дошкольногообразования; 3)требования к результатам освоения образовательной программы дошкольногообразования. Что является отличительной особенностьюСтандарта?
Впервыев истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования,ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установкастандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальнойситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждогоребенка. Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок- выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди нихинициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительноеотношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевымусилиям, любознательность. Таким образом, главной целью дошкольного образованияявляется не подготовка к школе. Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Неребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такимина выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классеневротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешноусваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна бытьготова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразномопыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детскогосада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии,сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что детисегодняшние, это дети не те, что были вчера. Пример:Ребенку 3 лет дали картинки из произведений А. Пушкина, он приставил пальчики истал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он,обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам детиприобщаются к информационной социализации, уже становятся информационнымиакселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем сними заниматься? Будутли учиться дошкольники как в школе?
Ребенокдолжен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счетаи письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другиедетские виды деятельности: через игру, экспериментирование, общение детизнакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольноеобразование формы школьной жизни. Каковоучастие родителей? Родителивправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады,семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование вобразовательной организации»: статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родителиобязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 23 мая 2016 в 05:38
Прикреплённые файлы:Документ: Образовательные стандарты Описание файла:Файл называется: 46926_48lpo.pdf Это официальный файл организации «МОУ Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда», в нём содержится Образовательные стандарты. Размер файла: 3,61 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.